В этом году путешествия по России стали как нельзя актуальны.

Про Архангельск и музей деревянного зодчества «Малые Корелы» я слышала много раз и, наконец, решила посетить.

Итак, билет Аэрофлот (выполняет «Россия») обошелся в 9 тыс. руб. из СПб. Лететь меньше полутора часов. Как раз можно успеть пролистать бортовой журнал о путешествиях. 

Весь полет на небе было ни облачка, полет проходил днем, в солнечный день, поэтому виды были отличные —  на Северодвинск и Белое море, а потом и на Северную Двину со множеством рукавов. А перед посадкой, когда самолет опустился ниже, можно было наблюдать живописную картину настоящей яркой золото-красной осени. А было это 11 сентября.

Отель «Столица Поморья» на набережной Северной Двины на удивление хорош. Только не берите там завтраки, они отвратительные и стоят неприлично дорого для Архангельска. Номер на двоих на две ночи обошелся в 7 тыс. руб. 

Отели «Пурнаволок» и «Столица Поморья»

После заселения в отель мы немного погуляли по набережной.

Закат на Двине в это время года очень ранний.

Архангельский Пивоваренный завод, 1883 г., ныне заброшенный

Мыс Пур-Наволок. В карело-финском языке «пур» означало ручей, а «наволок» — старое русское слово, обозначающее мыс. 

Еще немного истории: В 1722 году Петр I перенес всю внешнюю торговлю из Архангельска в Санкт-Петербург. В Архангельск разрешается привозить из других районов России лишь такое количество хлеба и других товаров, «которое потребно для нужд самих жителей, а не для продажи за море». Число торговых судов приходящих в северный порт начало резко сокращаться и в 1725 году пришло только 19 судов. 

Когда по указу Петра I торговые отношения перенесли в Санкт-Петербург, значение Гостиных дворов Архангельска утратило значение. Долгое время они стояли заброшенными, но недавно их отреставрировали и сейчас там располагается Краеведческий музей.

Гостиные дворы

Мыс Пур-Наволок

Чумбаровка, Марфин дом. Кто бы мог подумать, что этот дом деревянный

Чумбаровка. Архангельская высотка

Немного истории этой высотки: Самый высокий на Севере страны небоскреб изначально был спроектирован как скульптура, здание строилось без определённой функции. В начале 70-х годов приступили к закладке фундамента. Вбили 570 свай, на которые положили огромную монолитную плиту. Устоит ли небоскрёб на болоте, можно было проверить только практикой. Высота первого небоскрёба по тем временам была небывалая – 82 метра по уровню крыши, высота высшей точки, шпиля, составляет 173 метра над уровнем моря. Однако во время строительства здание дало небольшой крен, появилась угроза обрушения. В связи с этим событием был отменён целый проект, предполагавший постройку четырёх таких высотных зданий в центре города. В 1990-х здание превращено в офисное. В здании также размещается радиооборудование и студии большинства архангельских радиостанций.
Таким образом, самым высоким зданием, построенным в Архангельске, является «высотка» в 24 этажа, видимая практически из каждой точки города. И выглядит в Архангельске действительно впечатляюще, т.к. большинство домов совсем маленькие, а для СПб сейчас 24 этажа — обычное дело.

Было пора поужинать. Сначала мы зашли в ресторан Боброфф недалеко от набережной, но ушли оттуда, что называется, не солоно хлебавши. Мне принесли «Царскую уху»,  которую  стоило не есть, а вылить в мусорное ведро. Обслуживание тоже было не на высоте.

Мы двинулись в сторону пешеходной улицы — проспекта Чумбарова-Лучинского (в просторечье — «Чумбаровка»). На этой улице расположено несколько кофеен и ресторанов.

Выбор пал на чешский «Stare Mesto». Заведение интересно оформлено, видно, что старались оформить под настоящий чешский ресторан. Меню довольно разнообразное: разное чешское пиво, густые супы, правда большинство салатов с майонезной заправкой, но огромный выбор мясных блюд, а также рыбных.

Мы попробовали два супа в хлебных буханках: «Монастырский суп-гуляш» (325 руб.) и «Граховку» (295 руб.). Первый вкуснее))

В другой раз здесь попробовали жареную утку по-чешски, с кнедликами и тушеной кислой капустой (895 руб.). Вкусно, но на двоих маловато, порция до чешской не дотягивает. 

Кстати не стоит думать, что в Архангельске — глушь и ничего не происходит. Только в наш первый вечер в городе был концерт Розенбаума и органный вечер в Лютеранской церкви Святой Екатерины.

Следующим утром мы проснулись с видом на Северную Двину. В 7 утра было +2, выходить из отеля не очень хотелось, но солнышко приветливо светило))

Вообще, нам очень повезло с погодой — с пятницы по воскресенье все дни были солнечными, это редкость для северного города.

На завтрак мы отправились в кафе «Коферум» на Воскресенской ул. Формат заведения немного напоминает наши Кофе-хауз или вроде того, но содержание оказалось куда приятнее. Уютное кафе с приятной музыкой и отличным обслуживанием.

В меню есть три варианта завтрака (105-175 руб.), также в меню можно выбрать сырники (95 руб.), омлет (70 руб.), оладьи (55 руб.), драники (65 руб.), и любой напиток, а их огромное множество. Кофе от 70 руб.

Я выбрала омлет с начиной, его принесли очень быстро, все было по-домашнему. Я выбрала мексиканский кофе (125 руб.), он был очень хорош. С собой нам завернули по ломтику киша с брынзой (95 руб.) — очень сытный и вкусный. Он нам очень пригодился в Малых Корелах, т.к. на огромной территории музея нет никаких перекусов. Только после прогулки, выйдя из музея и перейдя дорогу, можно попасть на турбазу Малые Корелы, там есть ресторан, но оказалось, что желающих пообедать много и свободных мест нет. Поэтому в выходные там лучше бронировать столик.

Также в меню Коферума есть десерты, выпечка, блюда для ланча (супы, лапша, спагетти, шашлык и многое другое).

Мы заходили сюда еще вечером, на кофе и десерты. Тирамису (150 руб.) очень нежный и кофе «Электрошок» с ликером (195 руб.) определенно стоит того, чтобы его заказать.

В общем, кафе довольно модное (честно, не ожидала такого в Архангельске), например в осеннем меню присутствует кофе «лавандовый раф» и всего за 165 руб.

Сразу после завтрака отправились в музей деревянного зодчества под открытым небом — Малые Корелы. От города ехать всего полчаса. Кроме автомобиля, до музея можно добраться на автобусе (от ж.д. вокзала и от автовокзала — №104 и 108), а также на такси — в Архангельске такси недорогое.

Вход в музей — 200 руб.

Музей открылся в 1964 году и было много планов по наполнению музея новыми эскпонатами. Но, так сложилось, что с 70-х практически ничего нового в музее не добавилось. Большую часть эспонатов привезли в музей-заповедник в 70-х годах, перевозили из самый удаленных уголков русского севера, в т.ч. с помощью вертолетов. Музей был официально открыт в 1973 году. Несмотря на то, что новые экспонаты не появлялись много лет, музей активно ухаживал и реставрировал те памятники деревянного зодчества, которые уже стоят в музее-заповеднике. Если бы их не перевезли и не реставрировали, то они были бы утеряны, как многие-многие другие.

Я могу сравнивать Малые Корелы лишь с двумя подобными музеями — это музей  Rocca al Mare в Таллине и музей Витославицы в В. Новгороде. 

В Таллине тоже приличная территория парка, в основном мельницы и дома, все домики открыты, с интерактивными выставками. 

В Витославицах территория гораздо меньше, и больше церквей, но все закрыто, внутрь не попасть.

Мы провели в Малых Корелах время с 10 утра до 15 часов дня, т.к. территория все-таки огромная — 140 га.

По музею есть мобильный аудиогид, я слушала в приложении izi.travel.

Территория музея-заповедника разделена на секторы: Каргопольско-Онежский, Мезенский, Двинской и Пинежский. Осмотр начинается с Каргопольско-Онежского сектора. Каждый сектор показывает деревню — в ней есть церкви, колокольни, ветряные мельницы, избы и амбары. 

Каргопольско-Онежский сектор: церковь Вознесения

Каргопольско-Онежский сектор: церковь Вознесения и колокольня

В церковь можно зайти, но на второй этаж не пускают.

Церковь Вознесения

Каргопольско-Онежский сектор: Дом-двор Пухова

Жилой дом — высокий четырехстенок «на две избы». Жилая часть дома состоит из двух срубов и развёрнута боковым фасадом к улице. Тип соединения жилой и хозяйственной части дома — Т-образная связь. На первом этаже дома расположен подклет и зимняя изба. На втором этаже зимняя изба с топкой «по-чёрному» и летняя изба с топкой «по-белому». Кровля самцовой конструкции («по потокам и курицам»).

Каргопольско-Онежский сектор: Дом-двор Кириллова

Типичный образец дома с двухрядной связью жилой и хозяйственной части. Изба и двор стоят рядом, каждый имеет отдельную кровлю. Жилая часть дома — двухэтажный четырехстенок под двускатной кровлей «по потокам и курицам». На первом этаже расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором этаже две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь ведёт крытый взвоз.

Каргопольско-Онежский сектор: Дом-двор Кириллова

Каргопольско-Онежский сектор: Гумно с овинами

Построенное в конце XIX века, гумно с овинами является типичным комплексом хозяйственных построек для сушки и обмолота зерна. Ямные овины состоят из двух помещений: подземного ямника, где располагалась печь-каменка, и наземного сушила, где для просушки размещались снопы. Для входа в овин и подачи снопов в стене сделаны сажальные окна, закрывающиеся снаружи ставнями. Гумно представляет собой большой, крытый самцовой крышей четырехстенный сруб. Для прохода и проезда на гумно в восточной стене сделаны двустворчатые ворота, к которым ведёт длинный, пологий бревенчатый подъезд. В противоположной воротам стене сделано большое, закрытое ставнем окно. Оно открывалось лишь во время веяния. Пол гумна набран из плах. Внутри, вдоль северной и южной стен гумна, сделано по два бревенчатых отсека для временного складирования соломы.

«Небо»

За колокольней 19-го века в Каргопольско-Онежском секторе открываются чудесные виды.

Колокольня из деревни Кулига-Дракованово является одной из самых древних колоколен башенного типа. В основании колокольни небольшой сруб-четверик, на котором базируется высокий восьмигранный сруб — восьмерик. Венчает колокольню восьмигранный шатёр со шлемовидной главкой. Главка покрыта лемехом. Колокольня является самым архаичным памятником в музее. Специалисты определяют время её постройки концом XVI века.

Колокольня 16-го века

Итак, сделав кружок по Каргопольско-Онежскому сектору, переходим в Мезенский сектор.

Мезенский сектор. Ветряная мельница-столбовка «на ряже», 19 век

Дом-двор Лимонникова. Дом-шестистенок, или изба-двойня. Жилая часть представляет собой два поставленных рядом сруба, объединённых общим фронтоном. В одном срубе была изба, в другом горница. Оба помещения топились «по-белому». Жилая часть и хозяйственный двор соединены сенями. В сени ведёт высокое четырехстолбное крыльцо, с выгнутой кровлей. Тип соединения жилой и хозяйственной части дома — «брус». Ко двору прирублена зимняя изба, состоящая из двух смежных комнат и небольших сеней.

Декор дома лаконичен. Наличники на окнах гладкие, с фигурной порезкой нижних и верхних досок. Завершение бревна-охлупня вырезано в форме конской головы. Причелины с круглыми отверстиями и полукружиями по краю, заканчиваются решёткой с кистями.

Мезенский сектор. Дом-двор Лимонникова, начало 20-го века.

Подходим к обетному кресту. Обетные кресты ставились по обету, данному Богу, за поддержку в минуту опасности или за избавление от какого-либо зла. Обетные кресты встречались на Каргополье, в бассейне Сухоны, Северной Двины, Вычегды, а особенно часто на Пинеге и Мезени. Кресты имели традиционную форму: четырёх-, шести-, восьмиконечные с кровелькой и без. Часто кресты покрывались резьбой, на них изображалось распятие, а также традиционные символы и аббревиатуры: гора Голгофа, копьё, трость и криптограммы, носящие охранительный смысл. На некоторых крестах вырезалась аббревиатура, состоящая из первых букв молитвы.

Крест из деревни Козьмогородская Мезенского уезда восьмиконечный, сделан из четырехгранных брусьев. Сверху он перекрыт двух скатной кровелькой с причелинами. По нижнему краю причелин выполнена резьба в форме волнообразной линии. Крест покрыт выемчатой резьбой. В центре изображён крест, копьё и трость, внизу голова Адама. На большой перекладине вырезан текст начала молитвы: «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО, ИСТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЁ СЛАВИМ».

Мезенский сектор. Обетный крест, 1899 год

Дом, который мы видим дальше, является ярким образцом дома-шестистенка, характерного для крестьянских поселений, расположенных в бассейне реки Мезени. Двор и жилая часть соединены сенями. Тип соединения жилой и хозяйственной части — «брус». На втором этаже хозяйственного двора имеется «поветная горенка» с русской печью. Она освещается двумя окнами по боковому фасаду. Это свидетельствует о том, что сначала строился хозяйственный двор с небольшим жилым помещением, после чего к нему пристраивалась жилая часть. Такая последовательность строительных периодов характерна для данного региона.

Главным декоративным украшением дома является трёхстолбное крыльцо с резным центральным столбом.

В дом можно войти и посмотреть эскпозицию. Смотрительницы дружелюбные, готовы рассказать, ответить на вопросы.

Мезенский сектор. Дом-двор Кузьминых, 19 век.

Далее переходим в Двинской сектор. Здесь людей значительно больше, много местных. Люди гуляют, фотографируются, устраивают пикники, благо есть деревянные столики и скамейки. 

Двинской сектор. Георгиевская церковь, 17 век.

Георгиевская церковь может служить примером соединения рационализма и красоты, гармонично сочетавшихся в сознании мастеровитого северного крестьянина. В основании церкви — восьмигранный сруб, который окружен крытой галереей и увенчан величественным шатром с главкой на барабане. С восточной стороны в прирубе церкви — алтарь, с западной — трапезная. Алтарь, придел и крыльцо покрыты фигурной кровлей. В помещение храма ведет высокое двусходное крыльцо.

Двинской сектор. Георгиевская церковь, 17 век.

Двинской сектор. Георгиевская церковь, 17 век.

Следующий дом — дом Щеголева 19-го века.

Тип дома — шестистенок с заулком, причем заулок здесь служит сенями («изба с продольными сенями»). В жилой части дома — два жилых помещения: летняя и зимняя избы. Зимняя изба сохранила архаичный прием сочетания косящатых и волоковых окон. Над избами прямо под крышей располагается светелка (летнее жилое помещение). Окна украшены наличниками в форме гребешков. Крыльцо установлено с главного фасада и устроено на массивном столбе, украшенном витиеватой, объемной резьбой (крыльцо одностолбной конструкции). Марш лестницы идет вдоль стены. Крыльцо перекрыто двускатной асимметричной кровлей. Еще одной архитектурной особенностью этого памятника является стяжка двух срубов мощным еловым корневищем. Корни служат крюком, держащим стену летней избы. Выпуски бревен фиксируются клином, вставленным в противоположный конец ствола. Клин закреплен в стене зимней избы.

Двинской сектор. Дом-двор Щеголева, 1826 год.

Ниже дом-двор Туробова. Дом представляет собой классический шестистенок. В жилой части дома три изолированных помещения — зимняя изба, летняя холодная горенка и между ними — заулок, который в данном случае используется как холодная клеть для хранения утвари. На главный фасад выходят шесть окон, они расположены на разных уровнях. В зимней избе два волоковых окна сочетаются с косящатым окном в центре. Заулок освящается маленьким волоковым окном. С бокового фасада дома — крыльцо на столбе, украшенном резьбой и перекрытое двускатной кровлей.

Двинской сектор. Дом-двор Туробова, 19 век.

Дом-двор Шестакова, 19 век. Жилая часть дома представляет собой пропорциональный четырехстенок с тремя окнами по фасаду (в центре — «красное» окно» и два волоковых по краям). Каждое из этих окон освещало наиболее важные участки домашней работы и быта. Так, волоковые окна находились напротив устья печи и обеденного стола, среднее освещало центральную часть помещения. «Красное» окно украшено древним наличником-«очельем» с изображением стилизованного растительного орнамента.

Двинской сектор. Дом-двор Шестакова, 1861 год.

Дом Тропина. Дом зажиточного крестьянина, занимающегося торговлей. Первый этаж представляет собой традиционную избу-двойню, состоящую из двух срубов, поставленных рядом друг с другом. Второй этаж — шестистенок с заулком, где находятся три одинаковых по размеру жилых помещения (изба-«тройня»). Отопление комнат второго этажа устроено на городской манер — калориферная система: теплый воздух от русской печи с первого этажа поднимается по трубам на второй этаж и нагревает печи-голландки. Несмотря на большие размеры дома-двора, собственно жилая часть занимает около 1/3 от общего объема постройки. Центральный вход решен довольно просто: это крыльцо-прируб с двускатной асимметричной кровлей. В облике дома Тропина имеются уникальные декоративные детали. Бревенчатую гладь главного фасада оживляет балкон простейшей конструкции — небольшая прямоугольная площадка с ограждением из горизонтальных перекладин. Своеобразным навесом служит кровля, мощный вынос которой поддерживают резные, барочной формы консоли. Дом украшает скульптурный конек «о двух головах» — явление редкое и архаичное для Русского Севера.

Двинской сектор. Дом Тропина, 19 век.

Так выглядел трактир

Экспозиция саней

Дальше — дом Ермолиной. Дом представляет собой асимметричный пятистенок на высоком подклете. На передний фасад дома выходят зимняя изба с русской печью и холодная горница. Сени соединяют жилую часть дома с двухэтажным хозяйственным двором. Крыльцо, расположенное с боковой стороны дома, имеет вид открытой площадки: два резных столба служат опорой для резной двускатной кровли. В музее дом входит в усадьбу кузнеца.

Двинской сектор. Дом-двор Ермолиной, 1880 год.

Дом Русиновых. Жилая часть дома представляет собой небольшой асимметричный сруб из пяти капитальных стен без подклета. К нему сзади примыкает значительно превышающий его по высоте двухэтажный хозяйственный двор. Жилье и двор имеют разные крыши с красивыми, скульптурно обработанными охлупнями в виде конских голов. Здесь мы видим два охлупня, резные курицы, причелины, орнаментированные геометрической резьбой. Присутствует здесь и редкий элемент декора — очелье. Это наиболее древний вид оконного наличника. На окнах дома Русиновых мы видим усложненный орнамент очелья благодаря технике сквозной резьбы. Причем на доме нет ни одного наличника с повторяющимся рисунком.

Дом принадлежал старообрядческой семье. Здесь староверы стали хранителями древних традиций в декоративном убранстве дома. В передней части дома находятся два помещения: большее — жилая изба с русской печью и рядом небольшое узкое помещение — молельня. В этом помещении совершались молитвы, хранилась церковная утварь, старообрядческие книги и иконы. В подобных помещениях старообрядцы способствовали распространению древнего церковного знания, здесь они занимались переписыванием рукописных книг старого канона. Вход в молельное помещение осуществлялся из зимней избы, встроенной в боковой фасад дома и частично выступающий за его пределы. И зимняя, и летняя избы топились по-белому.

Двинской сектор. Дом-двор Русиновых, 19 век.

Двинской сектор. Дом-двор Русиновых, 19 век.

Двинской сектор. Дом-двор Русиновых, 19 век.

Двинской сектор. Дом-двор Русиновых, 19 век.

Двинской сектор. Дом-двор Русиновых, 19 век.

Далее переходим в наименее людный и небольшой Пинежский сектор музея.

Дом Ситниковой, 1893 год. Дом представляет собой характерный тип жилища с однорядной связью. Жилая часть — это пятистенок на невысоком подклете. Для жилья использовались «прихожая» и «чистая» избы. На чердаке располагалась летняя горенка. Двухэтажный хозяйственный двор примыкает к дому сзади. Кроме помещений для скота он содержит еще поветную горенку с печью, под которой — встроенная «скотняя» изба. В доме большое количество подсобных помещений. Крышу дома украшает «конек», полотенце и причелины с накладной городковой резьбой, консоли-кронштейны, на одной из которых вырезана дата постройки дома — «1893», потоки с орнаментацией в виде «елочки», а также прямоугольный балкончик с резным ограждением. Строительный материал — лиственница.

Пинежский сектор. Дом-двор Ситниковой, 19 век.

Часовня 18-го века. Дом относится к типу клетских часовен. В её основе лежит клеть, возведенная на высокий подклет-«срубец». Вертикально вытянутый вверх сруб молитвенного помещения и горизонтальный консольный прируб-трапезная придают небольшой по размерам часовне монументальность. Над клетью, трапезной и крыльцом возведены самостоятельные двускатные кровли, скаты которых в обрамлении причелин с крупным волнообразным рисунком расположены под разными углами. Своеобразие архитектурному облику часовни придают одновсходное крыльцо на рундуке, крытая лемехом главка на длинной шейке, широкие косяки окон. Архитектурно-планировочное решение часовни отразило общинные принципы древних часовенных приходов. В сундуках аналоя хранили богослужебные книги, свечи, а в нижнем ярусе зерно, лён, шерсть, полотно и медные котлы для варки пива на братскую трапезу.

Пинежский сектор. Часовня Пресвятой Троицы.

Пинежский сектор

Пинежский сектор. Амбар на курьих ножках))

Вот такая познавательная прогулка вышла!

Вид на Мезенский сектор

Высокий берег Северной Двины

 

PS: Что рекомендую почитать на тему деревянного зодчества.

1. Ополовников А. «Русское деревянное зодчество»

2. Ополовников А. «Сокровища Русского Севера»

3. Красовский М. «Курс истории русской архитектуры»

4. Суслов В. «Памятники древнего русского зодчества»

5. Суслов В. «Жемчужины русского зодчества по преданиям старины»

Share

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники