В последний день в Риме мы решили посетить Аппиеву дорогу (в ущерб поездки в аутлет). К слову, шоппинга в Риме у нас не было, вообще. Слишком уж много всего хотелось успеть посмотреть, поэтому было не до него.

На метро мы добрались до станции San Giovanni in Laterano.
Посетили Латеранскую базилику.
Базилика Сан-Джованни ин Латерано когда-то была Латеранским дворцом. Считается, что император Константин подарил Латеранский дворец римскому епископу, положив начало имуществу церкви.
Дворец стал официальной резиденцией римского епископа (впоследствии Папы). Все римские Папы проживали здесь и здесь же прошли пять вселенских соборов. Собор, основанный в Латеранском дворце, называется Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни ин Латерано.
Во время авиньонского пленения Пап Латеранская базилика дважды горела и пришла в упадок. После возвращения в Рим Папы стали жить в Ватикане, а дворец восстанавливать не стали.
Базилику восстановил только Папа Сикст V, он велел разрушить старую и на ее месте построить больший храм. Строительство было развернуто с масштабом принятым для того времени архитекторами Фонтане и Борромини. В результате получился роскошный барочный собор.
А потом автобус №218 от остановки на Via Magna Grecia довез нас до катакомб Св. Себастьяна, но они были в этот день закрыты. Мы все равно решили выйти на этой остановке и пройтись пешком. Если честно, идти пешком по Аппиевой дороге не так уж приятно. Мой совет: берите Vespa и езжайте на нем, я бы в следующий раз так и сделала.
Дошли до катакомб Св. Каллиста и взяли экскурсию на английском. Стоимость билета — 8 евро.
Экскурсия была весьма интересной и жутковатой. Гид рассказывал про христианские символы, нацарапанные в катакомбах и вообще про историю возникновения катакомб.
Всего в Риме около 60 различных катакомб. Основная версия появления катакомб — недостаток места для захоронений в Риме. Поэтому начали образовываться семейные склепы, а затем и длинные лабиринты катакомб, где христиане делали захоронения. Например, катакомбы Св. Каллиста, которые мы посетили, имеют 4 уровня, но пускают только на один. И, в отличие от некоторых французских катакомб, все скелеты убраны. Видны только ниши, но от этого не менее жутко.
В катакомбах много христианской символики. Например, символы рыбы, якоря, креста и многое другое.
2514a66a6556
Ихтис (по-гречески «рыба») это сокращенное «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» (Иисус Христос Теу Ийос Сотериос).
ихтис
Изображение креста является символом христианской религии, изображение якоря — символом надежды,  изображение феникса — символом воскрешения.
В общем, экскурсия была довольно познавательной, но я была рада, когда мы вышли на воздух.
Тут рядышком находится церковь Домине-Кво-Вадис (Камо грядеши).
Прошли еще по Via Appia Antica, прошли мимо Цирка Максенция.
На небольшом холме, рядом с дорогой, видны останки дворцового здания, связанные длинным коридором с цирком для забега колесниц, располагающимся на некотором удалении в долине.
Окончательно цирк был раскопан в 1960 году, в канун Римской Олимпиады. Цирк Максенция является одним из самых больших по протяженности римских цирков, уступая только, пожалуй, римскому Цирку Массимо, доходя до 503 метров в длину и достигая в ширину 79 метров.
Разделительный барьер посередине, отделанный римским мрамором, некогда тянулся на 296 метров. По обоим концам «спины» (spina), внутри циркового эллипса, располагались «меты» (metae), знаки, обозначавшие точки поворота колесниц. На концах они были украшены символическими мраморными яйцами. Обелиск, высившийся в самом центре, был перенесен Папой Иннокентием Х в 1650 году на Пьяцца Навона, где он украсил Фонтан Четырех Рек.

Цирк Максенция

Дальше по дороге гробница Цецилии Метеллы.

Здесь похоронена Цецилия Метелла, дочь Квинта, жена Красса, отец которого Марк Красс прославил свое имя громкой победой над Спартаком. К великому несчастью верного и любящего мужа, прекрасная Метелла в 81 г. во время пышного празднества в честь триумфа Суллы тяжело и бесповоротно заболела. Ради соблюдения одного из семейных ритуалов муж был вынужден послать любимой жене развод, и удалить ее из семейного дома. Вскоре после чего несчастная, но горячо любимая жена скончалась. Муж что бы искупить свою вину перед любимой устроил ей торжественные похороны. И в честь Метеллы возвел он прекрасную гробницу, которая пережила тысячелетия, и стала древним даром любви к прекрасной и так рано угасшей Метелле.

Уже в 11 веке, высокопоставленное семейство Тускулумских использовало гробницу в оборонительных целях во время междоусобных войн в Италии.
Еще позднее, в 14 веке, прекрасное сооружение стало частью крепости дворянского рода Каэтани. Гробница была незначительно перестроена, появились зубцы превратившую великую могилу в одну из башен средневекового замка.
В западной части подножия гробницы, обращенной к Аппиевой дороге, сохранились остатки барельефа из пентелийского мрамора, выполненные в греческом стиле с характерными гирляндами и бычьими черепами.
Уже очень сильно хотелось есть, а вокруг было пара сомнительных кафе без посетителей, поэтому мы сели на автобус №118 и доехали до Цирка Массимо.
TIP! Итальянские рестораны закрываются около 16 часов, чтобы потом вечером открыться на ужин. Но поесть после того, как все итальянские заведения уже закрылись можно — в римском гетто.
Поэтому мы двинулись мимо театра Марцелла в Taverna del Ghetto. Там нас накормили закусками: цветками цуккини в кляре, рыбкой в кляре, артишоками по-иудейски. В качестве основного блюда я взяла гуляш (Jewish style goulasch) — очень большая порция, мяса не пожалели.
Были также недорогие ланчи (14-19 евро).
Также попробовали интересный кошерный напиток: теплый сладкий чай, кажется с орехами.
В местной кондитерской взяла тарталетку «штрудель» (с яблоком и орешками), которую только испекли.

В римском гетто вполне интересно и в целом неплохо, люди очень приятные и приветливые.
Мы вернулись домой, по пути зашли в супермаркет и закупились вкусностями и деликатесами домой: различная паста, сыры, прошутто, соусы к пасте, вяленые томаты и многое другое.

И начали потихоньку собирать чемоданы — на следующее утро мы возвращались в Петербург. Вечером я попыталась выполнить web-checkin, но, сайт Алиталии выдавал ошибку 404 — страница не существует…

Утром наш трансфер забрал нас почти вовремя, хотя Мария немного опоздала (пробки…). Анжела, хозяйка квартиры, также приехала на своем мотоцикле,  попрощаться с нами. Я заложила на поездку до аэропорта почти полтора часа, в каком-то месте на трассе нам пришлось немного постоять в пробке, и я боялась, что мы можем встрять надолго (как дома, в Питере). Но я зря волновалась, мы приехали вовремя.

Первым делом я подошла к автоматам для self check-in, ввела код бронирования, а он мне выдал, что на данном рейсе селф чекин не доступен…

Хорошо, нахожу указанную на табло стойку регистрации, там нашего рейса на табло нет, но сотрудник сказал, что можно подходить. Перед нами подошел еще один человек, оформляли все жутко медленно. Наконец подошла наша очередь — оказался перевес багажа… Пришлось заплатить 50 евро штрафа.Немного расстроенные, но не слишком, мы пошли выпить кофе, и съели по канноло. Это сразу же подняло нам настроение.

При посадке я очень удивилась, т.к. рейс на табло был указан как совместный Alitalia/Аэрофлот, а самолет был с логотипом Air One, чепуха какая-то. К слову, самолет был не очень новым.
Полет прошел хорошо, но Alitalia мне в целом не очень понравилась.